Для начала начнём с того что научимся отличать различные части Вархаммера:
Вархаммер Фэнтези (Warhammer Fantasy): Возник в 1983 году как сеттинг игры "Warhammer", сеттинг является темным фентези до мозга костей. Отличительными факторами является схожесть сеттинга с реальной Европой (Так например Бретонцы имеют черты французских рыцарей, а Империя является очевидной копиркой поздних годов Священной Римской Империи) и тот факт что история этого сеттинга закончена. Кульминационным моментом был поход Лорда Хаоса Архаона что разрушил всех врагов и передал мир во власть Богов Хаоса.
Warhammer 40 000: Возник в 1987 году на волне успеха Вархаммер Фэнтези и являлся изначально скорее большой первоапрельской шуткой "А что если мы перенесем все в космос 1 в 1?". Однако идея понравилась людям и со временем сеттинг стал самобытным, серьезным и на данный момент является наверное наиболее известным в медиа среди не-фанатов. Отличительные черты очевидны - Космос, мужики в стальной броне рыцарей, рельсовые пушки и планеты-города, а так же фраза «В мрачной тьме далекого будущего есть лишь война».
Эра Сигмара (Age of Sigmar): Вышедший в 2015 году перезапуск вселенной Фэнтези в буквальном смысле. Боги Хаоса победили в старом мире но на смену ему пришел новый где война продолжается. Многие герои переродились, некоторые были забыты, и все немного не так. Акцент стал а более светлое и героическое фэнтези, фракции изменились добавились новые и исчезли некоторые старые. Но мир все еще жесток и опасен. Отличительные черты: более светлое общее настроение, Вечные Грозорожденные - души героев перекованные богом грома Сигмаром в перерождающихся рыцарей, увеличенный масштаб и менее детальное описание мира в сравнении с Фэнтези.
Кубок Крови (Blood Bowl): Шуточный сеттинг где происходит событие одноименной настольной и компьютерной игры. Давным-давно Дворфы и Орки сражались и в бою обнаружили храм посвященный древнему божеству и описание ритуала восхваления Нуффла. Оказалось что ритуал подозрительно похож на Американский Футбол а имя бога на Америанскую лигу футбола Nuffl/NFL/National Football League. По сути очень комедийное переложение правил американского футбола на настольную игру где команды представлены расами из Вархаммер Фэнтези. Отличия очевидны.
В моём суде нет такой вещи, как прошение о невиновности. Просящий о невиновности виновен в отнятии у меня ценного времени. Виновен.
Высший лорд-инквизитор Фёдор Карамазов
Гримдарк и Тёмное фентези
Сеттинг можно описать именно этими словами но что они значат?
Темное фэнтези — подвид фэнтезийной литературы, получивший широкую популярность уже в XXI веке. Это направление переносит читателей в мрачные фэнтезийные вселенные с неоднозначными героями, серой моралью и натуралистичными сценами насилия.
Жанр начал формироваться в конце XX века, когда по прошествии «пост-толкиновской эпохи» вырос спрос на более натуралистичные и нетривиальные фэнтезийные истории. Одним из тех, кто заложил фундамент популярности темного фэнтези, был Глен Кук, чьи книги отличались мрачностью, жестокостью и цинизмом. Его книги продемонстрировали, что фэнтези не обязательно должно быть светлым и оптимистичными.
К темному фэнтези нередко применяют термин гримдарк. Его происхождение приписывают слогану из вселенной Warhammer 40,000: In the grim darkness of the far future, there is only war («В мрачной тьме далекого будущего есть лишь война»). Под гримдарком часто подразумевают максимально мрачное темное фэнтези. Например в нем нередко встречается:
"Добро"
Мир, в котором зло уже победило добро, или последнего вовсе нет.
"Герои"
Антигерои, которые не обременены стремлением спасти мир или вообще поступать «справедливо» (и само понятие справедливости в таком мире — вещь весьма относительная).